ПАЗ и ЛИАЗ проводят испытания новых двигателей семейства ЯМЗ-530
ОАО "Автодизель" ведет разработку и подготовку к производству дизельных двигателей нового поколения малой размерности - семейства ЯМЗ-530. Базовые модели данного семейства, рядные, рабочим объемом от 3 до 6 л в 3-, 4-, 6-цилиндровом исполнении максимально унифицированы между собой и закрывают диапазон мощности от 80 до 240 л.с.
Для данного семейства разработана принципиально новая система топливоподачи индивидуальными секциями высокого давления, установленными в блоке цилиндров с приводом от распределительного вала двигателя. Регулятор секцииТНВД механический. Кроме того, управление подачей топлива может осуществляться с помощью электромагнита и блока микропроцессорного управления, что обеспечивает выполнение нормативов Евро-3. Турбокомпрессор оборудован клапаном перепуска газов на турбине. Двигатели работают с охладителями наддувочного воздуха типа "вохдух-воздух".
Двигатели имеют встроенные маслорадиаторы, комплектуются генераторами мощностью 1 или 2 кВт. В передней и задней части двигателей предусмотрена установка различных гидравлических насосов с шестеренчатым приводом в отключаемом и неотключаемом вариантах. Компрессор пневмотормозов производительностью до 200 л/мин встроен в двигатель. Трехцилиндровые двигатели имеют уравновешивающие механизмы.
Во впускном коллекторе установлена воздушная заслонка аварийного останова двигателей с электро- и ручным приводом. Конструкция картеров маховиков и маховиков может быть выполнена в различных вариантах под установку коробок передач как российского - ЗИЛ-4205, ЯМЗ-236, так и зарубежного производства по стандартам SAE/-1,2,3
По технико-экономическим, экологическим показателям двигатели соответствуют ведущим зарубежным аналогам, включая выполнение норм по экологии Евро 2 и Евро 3, имеют самые широкие перспективы применяемости как в составе гражданской, так и военной техники. Дизели семейства ЯМЗ-530 могут устанавливаться на:
- автобусы малой и средней вместимости ПАЗ, КАВЗ, ЛиАЗ, "Волжанин";
- автомобили ГАЗ, ЗИЛ, МАЗ, Урал;
- тракторы Владимирского, Волгоградского, Липецкого, Алтайского, Челябинского, Онежского тракторных заводов;
- комбайны Ростсельмаш, Красноярского, Таганрогского заводов;
- легкую колесную и гусеничную технику МО РФ;
- стационарные установки и другие изделия.
|
Техническая характеристика |
||
Модель двигателя |
ЯМЗ-533 |
ЯМЗ-534 |
ЯМЗ-536 |
Тип двигателя |
Дизель, 4-тактный, с турбонаддувом, непосредственным впрыском топлива, жидкостным охлаждением, охлаждением наддувочного воздуха. |
||
Количество цилиндров |
3 |
4 |
6 |
Рабочий объем, л |
3 |
4 |
6 |
Диаметр и ход поршня, мм |
102/122 |
||
Мощность при частоте вращения 2400 мин-1, кВт(л.с.) |
88(120) |
117(160) |
176(240) |
Максимальный крутящий момент при частоте вращения 1100-1300 мин-1, Н.м(кгс.м) |
392(40) |
588(60) |
882(90) |
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт.ч(г/л.с.ч) |
204(150) |
201(148) |
201(148) |
Расход масла, % к расходу топлива |
0,3 |
||
Масса двигателя, кг |
370 |
420 |
600 |
Габариты, мм |
|
||
- длина |
|
972 |
1240 |
- ширина |
|
712 |
740 |
- высота |
|
836 |
836 |
- высота оси коленвала |
|
300 |
300 |
В ноябре 2008 года Павловский и Ликинский автобусные заводы получили несколько образцов двигателей нового семейства ЯМЗ-530 производства ОАО «Автодизель». На сегодняшний день полностью завершена привязка двигателей, их аппликация с системами автобусов ЛИАЗ-5256 и ПАЗ-32053 и начаты ходовые испытания, которые продлятся в течение нескольких месяцев.
ЛИАЗ-5256 с шестицилиндровым рядным двигателем ЯМЗ-534 в ходе испытаний прошел около 3 тыс. км, и за это время двигатель отлично себя зарекомендовал. Новый двигатель обладает улучшенными тяговыми характеристиками и отличается пониженным уровнем шума. По словам Директора по развитию Ликинского автобусного завода И.К. Воробьева, в ходе дорожных испытаний двигатель получил самые благоприятные отзывы у водителей-испытателей машины. В ближайшее время завод приступит к сертификационным испытаниям на получение ОТТС.
На Павловском автобусном заводе испытывают сразу два поколения нового рядного двигателя ЯМЗ-534. ПАЗ-32053 с двигателем ЯМЗ-534 первого поколения уже прошел около 15 тыс. км и также не вызвал серьезных нареканий со стороны испытателей. Аналогичный автобус, но с двигателем второго поколения, на этой неделе приступил к дорожным испытаниям. По словам Главного конструктора Павловского автобусного завода И.Е Чайкина, трудностей в привязке нового двигателя к автобусу не было, проведения дополнительных конструкторских работ не требовалось.